Резолюция открытой научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития современного оркестрового народно-инструментального исполнительства: опыт, проблемы, перспективы»

03.06.2021
С 28 по 30 мая 2021 года впервые в Екатеринбурге на базе Уральского центра народного искусства имени Е.П. Родыгина состоялся Уральский форум национальных оркестров России. Его проведение было нацелено на создание условий для профессионального общения, обмена результатами деятельности в области народно-оркестрового исполнительства. Рассматривались вопросы по совершенствованию форм распространения передового опыта национальных оркестров, системы межрегионального взаимодействия концертных организаций и национальных коллективов.

Были затронуты проблемы деятельности оркестров народных инструментов на современном этапе развития общества. Участники конференции обсудили актуальные тенденции и перспективы развития профессионального народно-оркестрового исполнительства, концертную деятельность национальных оркестров, формирование эффективного менеджмента в этом виде искусства; профессиональную подготовку и программу оркестровой практики дирижеров в системе музыкального образования; современные проблемы национальных оркестров России, связанные с бюджетом, государственным заданием, укомплектованием музыкальными инструментами. В работе конференции приняли участие 27 спикеров из многих городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Петрозаводска, Новосибирска, Белгорода, Уфы, Ульяновска, Красноярска, Липецка, Калуги, Челябинска, Асбеста. Активными слушателями конференции и участниками мастер-классов стали руководители концертных организаций и национальных оркестров, дирижеры, концертные исполнители, менеджеры, специалисты по творческому планированию, руководители и преподаватели детских школ искусств, средних и высших учебных заведений, руководители любительских народных оркестров.

На площадке конференции выступили доктор искусствоведения, профессор, академик, заслуженный деятель искусств Российской Федерации - Имханицкий Михаил Иосифович (Москва); генеральный директор ООО «Национальная коллекция», член Союза концертных организаций России – Кутянская Инга Георгиевна (Санкт-Петербург), профессор, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации – Лавришин Владимир Иванович (Челябинск); преподаватель Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова и детской музыкальной школы имени В. К. Мержанова города Тамбова, кандидат искусствоведения – Моргунов Алексей Петрович (Липецк) и другие спикеры. В программе Уральского форума состоялось выступление Ульяновского государственного губернаторского оркестра русских народных инструментов (художественный руководитель и главный дирижер А. В. Белов), Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан (художественный руководитель и главный дирижер Л. Т. Давлетбаев), Русского академического оркестра Новосибирской государственной филармонии (художественный руководитель и главный дирижер В. П. Гусев), Белгородского академического русского оркестра (художественный руководитель и главный дирижер Е. А. Алешников). В рамках конференции прошел круглый стол с участием народного артиста Российской Федерации, профессора Амирова Шауката Сабировича (Екатеринбург), дирижеров профессиональных оркестров Евгения Алексеевича Алешникова (Белгород), Владимира Поликарповича Гусева (Новосибирск), Леонида Павловича Шкарупы (Екатеринбург), Артема Валерьевича Белова (Ульяновск), Линара Толгатовича Давлетбаева (Уфа); мастер-классы ведущих мастеров в этой области культуры: заслуженного артиста Российской Федерации Михаила Ивановича Уляшкина (Екатеринбург), народного артиста Российской Федерации Виктора Алексеевича Романько (Екатеринбург), Бронислава Владимировича Семичова (Ульяновск) и Юрия Васильевича Фукалова (Белгород).

Представленный на площадках практический опыт, инновационные практики менеджеров концертных организаций, различные подходы в решении внутриоркестровых проблем способствовали расширению деловых, партнерских, творческих контактов между коллективами, созданию комфортных условий для творческого взаимодействия и плодотворного сотрудничества концертных организаций, работающих в области музыки для национальных оркестров, развитию культурного пространства Уральского региона и России в целом. Конференция получила высокую оценку внешних экспертов – спикеров, дирижеров профессиональных коллективов, концертных исполнителей, руководителей, представителей системы профессионального образования.  

Участники конференции пришли к следующим выводам:
  1. Недостаточное внимание уделяется подготовке профессиональных дирижеров в высших музыкальных заведениях России. Если в советские годы дирижеров оркестров народных инструментов готовили в течение пяти лет обучения, то теперь это время подготовки значительно сокращено. Мало внимания уделяется дирижерской практике будущих руководителей профессиональных народных оркестров. В России нет курсов повышения квалификации для дирижеров оркестров, не развита практика работы молодых талантливых дирижеров с профессиональными оркестрами.
  2. Наблюдается явная недостаточность высокохудожественного репертуара для профессиональных оркестров народных инструментов, а также детских оркестров народных инструментов; центральными издательствами России почти не публикуется репертуар для таких коллективов.
  3. В стране проходит мало крупных мероприятий, которые бы позволили создать единое культурное пространство в области профессионального народно-оркестрового исполнительства в дополнение к имеющимся (Парад дирижеров в Белгороде, Фестиваль «Струны Сибири» в Новосибирске, Всероссийский музыкальный конкурс в номинации «Дирижирование оркестром народных инструментов» в Москве).
  4. Отсутствует дорожная карта мероприятий, включающая конкретные действия по гастролям и концертам между профессиональными коллективами, по обмену дирижерами на концертных площадках. Решение вопросов, связанных с деятельностью русских народных оркестров происходит лишь спонтанно, с опорой на собственную инициативу тех или иных деятелей народно-оркестрового искусства в том или ином регионе России.
  Учитывая вышесказанное, в целях сохранения традиций народной культуры и эффективного развития народно-оркестрового исполнительства предложить:  
  1. Министерству культуры Российской Федерации
  • оказание финансовой поддержки регулярному проведению гастролей лучших оркестров народных инструментов, дирижеров и солистов для широкого обмена опытом, репертуаром, исполнительскими традициями между коллективами;
  • увеличение бюджетного финансирования народных оркестров России для реализации профессиональной концертной деятельности;
  • разработку программы стипендиальной поддержки участников детских оркестров народных инструментов обучающихся по предпрофессиональным образовательным программам в детских музыкальных школах;
  • пересмотреть размеры оплаты труда артистов и дирижеров профессиональных оркестров народных инструментов, которые ниже оплаты труда артистов в симфонических коллективах, что принижает статус исполнителей на народных инструментах.
 
  1. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству образования и молодежной политики Свердловской области
  • скорректировать учебные планы для средних и высших музыкальных заведений для обучения по программам профессионального образования, в частности, по подготовке руководителей оркестров народных инструментов;
  • подготовку мастеров струнных щипковых инструментов при взаимодействии с колледжами индустриальной направленности;
  • открытие при музыкальных высших учебных заведениях специального курса подготовки специалистов по ремонту баянов, аккордеонов и щипковых народных инструментов.
 
  1. Союзу концертных организаций России:
  • создание при Союзе секции национальных оркестров России для координации деятельности в области народно-оркестрового исполнительства.
 
  1. Союзу композиторов Российской Федерации
  • создание целевого заказа на музыку для национальных оркестров, и прежде всего, оркестров русских народных инструментов, адресованных начальному, среднему и высшему уровню музыкальной подготовки.
 
  1. Образовательным учреждениям среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства:
  • скорректировать учебные планы и улучшить дирижерскую подготовку на отделении народных инструментов средних музыкальных учебных заведений России;
  • повысить качество кадрового состава по преподаванию дирижирования на отделениях народных инструментов и выделить здесь как отдельную штатную единицу преподавателя класса дирижирования;
  • шире использовать современный оригинальный репертуар, специально созданный для оркестра народных инструментов в учебной практике этих инструментальных составов; поощрять педагогов на создание активной просветительской работы по пропаганде и широкому внедрению в оркестровую практику академического исполнительства лучших произведений современных композиторов, в первую очередь – отечественных.
 
  1. Образовательным учреждениям высшего профессионального образования в сфере культуры и искусства:
  • совершенствовать программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников в соответствии с приоритетными направлениями развития образования в области народно-оркестрового искусства;
  • заключать договоры с концертными учреждениями для организации практики молодых дирижеров на базе профессиональных коллективов;
  • скорректировать учебные планы и регулярно объявлять набор на обучение по программе «Дирижирование оркестром народных инструментов» с присвоением соответствующей квалификации «Дирижер оркестра народных инструментов», принимать на обучение студентов по видовым инструментам (домра-альт, домра-бас);
  • вести более активную просветительскую работу, направленную на продвижение деятельности оркестров народных инструментов;
  • активизировать факультетам народных инструментов подготовку специалистов, понимающих специфику народных инструментов, для глубокого осмысления истории и теории этого вида исполнительства.
 
  1. Руководителям детских школ искусств:
  • активизировать работу по набору детей для обучения игре на народных музыкальных инструментах с целью организации русских оркестров и рекомендовать создание в каждой детской музыкальной школе учебного оркестра подобного типа.
 
  1. Руководителям, дирижерам оркестров, руководству концертных организаций:
  • содействовать развитию академического исполнительства на народных инструментах, развивать репертуар (заказывать написание произведений), организовывать гастроли оркестров и ансамблей, обменные концерты коллективов, ротацию (приглашение) дирижерских кадров, приглашение молодых солистов-инструменталистов.
 
  1. Направить настоящую Резолюцию в адрес Министерства культуры Российской Федерации, Союза концертных организаций России, Союза композиторов Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, Министерства культуры Свердловской области и по месту работы участников конференции.
Принято на пленарном заседании открытой научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития современного оркестрового народно-инструментального исполнительства: опыт, проблемы, перспективы» 29 мая 2021 г. Екатеринбург