В Белгороде завершился шестой органный сезон

30 Мая 2017
30 мая 2017 года концертной программой из произведений русских композиторов был закрыт шестой сезон в Органном зале Белгородской государственной филармонии. В концерте приняли участие Тимур Халиуллин и его творческие партнеры — камерный хор под управлением Елены Алексеевой, ансамбль «Камертон» под руководством Ольги Усовой, Галина Зольникова, Оксана Никитина, Владимир Исаев, Олега Шейна, Инна Макаренко и Сергей Коваленко.

В 50-й юбилейный сезон филармонии в Органном зале было много премьер, оваций и восторгов публики. И сейчас, когда отзвучали финальные аккорды, самое время подвести итоги.

Орган услышали тысячи зрителей, их интерес к «королю музыкальных инструментов» продолжает поддерживать разнообразие программ. Традиционно в Органном зале были исполнены любимые публикой программы «Шедевры органной музыки», «Орган+», «Тайны белгородского органа» (для детей).

Среди гостей сезона — представители русской и зарубежной органной школы: Даниэль Зарецкий, Елизавета Панченко, Алексей Шевченко, Евгения Кривицкая, Маттиас Драйсиг, Генри Фейрс, Хайо Бурема.

Особенными премьерами года стали концерты для органа с оркестром О. Респиги, С. Слонимского, Г. Генделя (совместно с камерным оркестром Mezzo Music под управлением Натальи Боровик), кантаты «Москва» П. Чайковского и «Иоанн Дамаскин» С. Танеева, циклы «Метель» Г. Свиридова и «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Траурная музыка» П. Хиндемита, органные фантазии для дуэта органистов А. Хессе.

В течение всего уходящего сезона Филармония продолжала просвещать юных слушателей, знакомя их с органными шедеврами и редко исполняемой музыкой: состоялись новые циклы детских концертов «Орган — это современно», «Орган — это романтично» и «Орган — это вечно», которые неизменно пользуются большим вниманием школьников.

Одной из особенностей белгородских органных концертов является привлечение необычных музыкальных инструментов.В шестом концертном сезоне в ансамбле с органом впервые зазвучал рояль. Из сочинений, которые были исполнены на двух родственных инструментах — музыка С. Франка, В. Бибергана, Г. Свиридова, В. Мишле, А. Пьяццоллы, Х. Циммера, М. Маринанджели.

В этом сезоне в ансамбле с органом также звучали ударная установка, индийский ситар, электровиолончель, ручные колокольчики hand-bells, армянский дудук, флейта Пана, испанская волынка. Проекционное 3D-мэппинг шоу, песочная анимация, классический балет под звуки органа, рок-музыка и джаз, поразившие аудиторию в прошлые годы, пополнили авангардный балет и даже зоологический перформанс.

Настоящими ансамблевыми откровениями шестого сезона стали необычные совместные творческие изыски Тимура Халиуллина с Валерием Михайловым («Орган и электровиолончель»), Алексеем Балашовым («Орган и гобой»), а также шутливая первоапрельская программа в дуэте с Ириной Соколовой, посвящённая году экологии в России («Зоологический концерт»).

Орган принял участие в «Ночи искусств» и фестивале «Борислав Струлёв и друзья», стал неотъемлемой частью лекций-концертов Натальи Гирявенко «Под сводами соборов», «О, Моцарт, ты — Бог» и «Орган и музыка ХХ века».

Концерт закрытия шестого органного сезона был серьезным и одновременно легким, торжественным и умиротворяющим, академичным и современным. Главная идея, которая пронизывала всю программу, — русская музыка. Сколько богатства в музыке отечественных композиторов! Бесконечность интонаций, эхо ритмов, невидимый, но осязаемый магнетизм мелодий…

После «приветственной» Токкаты и фуги ре минор И. С. Баха в исполнении Тимура Халиуллина началось погружение в отечественную музыку. С большим энтузиазмом были восприняты публикой «Завещание» Б. Тищенко на стихи Н. Заболоцкого (Галина Зольникова — сопрано, Инна Макаренко — арфа, Тимур Халиуллин — орган) и антракт из оперы «Леди Макбет» Д. Шостаковича (орган соло).

В первом произведении музыканты смогли воссоздать отраженные в музыке психологические тонкости литературного сюжета, во втором драматически насыщенная музыкальная ткань преломлялась в бесчисленных оттенках и отзвуках аккордов и пассажей, навевая картину трагической повести Н. Лескова и образ ее главной героини Катерины Измайловой, отчаявшейся в своей безысходной судьбе женщины.

Вокальную паузу, «музыкальный островок вдохновения» (по выражению ведущей концерта — лектора-музыковеда заслуженного работника культуры Р Ф Натальи Гирявенко) составило выступление ансамбля «Камертон» под руководством Ольги Усовой в сопровождении органа. Были исполнены романс «Не ветер, вея, с высоты» Н. Римский-Корсакова (ст. Толстого) и знаменитый хор невольниц «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина (партия арфы — Инна Макаренко).

Музыку Танеева, основное музыкальное произведение вечера, предварили отточенное исполнение Тимуром Халиуллиным Прелюдии соль минор С. Рахманинова и 12-я часть поэмы «Отчалившая Русь» Г. Свиридова «О, Родина, счастливый и неисходный час» (Оксана Никитина — меццо-сопрано, Тимур Халиуллин — орган, Сергей Коваленко — колокола), проникнутого глубиной и собственным пониманием авторского замысла.

Трехчастная кантата «Иоанн Дамаскин» С. Танеева в исполнении камерного хора филармонии под управлением Елены Алексеевой ранее звучала в Большом зале с симфоническим оркестром. Впервые кантата прозвучала в сопровождении органа Тимура Халиуллина и литавр Сергея Коваленко.Это было непередаваемое ощущение, когда мощнейший комплекс певческих голосов в едином русле парил над залом. Глубину, силу и красоту хоровой палитры публика ощутила, слушая плач и молитвенные интонации, апокалиптические мотивы и распев «со святыми упокой»…

На бис финальной программы в Органном зале был исполнен саундтрек Ханса Циммера из кинофильма «Интерстеллар», в котором четыре музыканта — Владимир Исаев (фортепиано), Тимур Халиуллин (орган), Олег Шейна (виолончель) и Сергей Коваленко (ударные) с помощью беспроигрышного музыкального минимализма и светового оформления фасада органа уносили слушателей в мир загадочной научной фантастики.

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Константина Кошкина)
http://www.afishka31.ru/news/culture/4150.html