В Белгороде состоялась мировая премьера сочинения «Алхимик» Артёма Нижника

20 Января 2017
Исторически значимое событие произошло 19 января в Белгородской государственной филармонии — в рамках абонементного концерта «Встречи по четвергам с оркестром русских народных инструментов» впервые в мире была исполнена четырехчастная сюита «Алхимик» Артёма Нижника. Оркестром управлял главный дирижёр коллектива, заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников.
В программе концерта также прозвучали цикл «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского и сюита «Золотой ключик» Елены Латыш-Бирюковой.
Оркестр русских народных инструментов Белгородской госфилармонии и его главный дирижёр Евгений Алешников
Удивительна способность оркестра русских народных инструментов представлять слушателям особые программы, которые запоминаются и над которыми необходимо размышлять. «Сказки для детей и взрослых» — такое название было предпослано программе вечера, в котором звучала музыка разная и сказочность в ней была представлена по-разному.
Как часто мы слышим крупные академические полотна в звучании оркестров народных инструментов? Каждое такое событие становится уникальным и заслуживающим внимания. Привычный в трактовке симфонического оркестра цикл «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского в звучании народного оркестра обретает иные краски.
Концерт в рамках абонемента «Встречи по четвергам с оркестром русских народных инструментов» в Большом зале Белгородской филармонии
Оркестровка для народных инструментов «Картинок с выставки» М. Мусоргского, созданная группой музыкантов — Юрием Черновым, Юрием Кузиным, Александром Бутурлакиным и Евгением Алешниковым, отличается своеобразием. Основная тема прогулки, пронизывающая весь цикл, звучала то в партии баяна, то поочередно у гуслей, балалаек, домр. По-русски величественно и широко представлены «Избушка на курьих ножках» и «Богатырские ворота».
главный дирижёр ОРНИ, заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников
Основное внимание вечера было сконцентрировано на мировой премьере музыки для оркестра русских народных инструментов «Алхимик» Артема Нижника. Четырёхчастное произведение написано в жанре сюиты по мотивам знаменитой одноименной повести Пауло Коэльо.
Это второй известный публике и критикам пример обращения белгородского композитора к творчеству Коэльо, первый — премьера в сентябре 2016 года в Белгороде четырёхчастной сюиты «Мактуб» для баяна, карильона и оркестра русских народных инструментов.
На фото: Евгений Алешников и Артём Нижник
И первая, и вторая сюиты написаны композитором специально для исполнения белгородским оркестром русских народных инструментов. Работа над созданием и исполнением «Алхимика», по словам автора и главного дирижёра оркестра, велась практически параллельно. На репетициях оркестр мог следовать указаниям самого Артёма Нижника, в результате чего исполнение максимально точно отразило видение художником своей партитуры.
Глубокая философская направленность представленного сочинения, возможно, выходила за рамки заявленного названия программы концерта. Хотя, конечно, своего рода сказочность прослеживалась и в нём.
Оркестр русских народных инструментов Белгородской филармонии впервые исполняет сочинение «Алхимик» Артёма Нижника
В чём же особенность этой музыки Артёма Нижника? Почему «Алхимик» сразу после своего исполнения вызвал крики «Браво!» и бурные овации?
Во-первых, и это ещё одна сенсация: дирижёр выступил в роли чтеца-рассказчика во время звучания произведения, показав тем самым, что современная музыка не отдаляется от слушателей, а наоборот стремится быть к ним ближе, стремится быть понятной и нужной.
Главный дирижёр ОРНИ Евгений Алешников выступает в роли чтеца
Кстати, заслуженный работник культуры РФ Евгений Алешников не первый раз в буквальном смысле говорит с публикой. Посетители детских концертов могли вспомнить о том, что дирижёр не раз выступал как полноправный участник сценического действа в рамках постановок мюзиклов и спектаклей.
Строки из Коэльо, которые Нижник вписывает в свой музыкальный текст, человечные и жизнеутверждающие, они вдохновляют, побуждают верить в себя и в свои силы. Вот одни из них: «Любовь — это сила, которая преображает и улучшает Душу Мира. Когда я проник в нее впервые, она мне показалась совершенной…»; «Это мы питаем Душу Мира, и земля на которой мы живем, станет лучше ли хуже в зависимости от того, лучше или хуже станем мы».
В Белгороде состоялась мировая премьера сочинения «Алхимик» Артёма Нижника
Во-вторых, впечатляет сама музыка. В четырех частях сочинения — «Сон», «Путь», «Душа Мира», «Своя судьба» — представлена идея философского поиска самого себя, своего предназначения.
В первой части, напоминающей минималистическую зарисовку, композитор изображает «Сны» с помощью частой смены размеров, акцентирования репетитивных мелодических линий, среди которых излюбленными интервалами становятся повторяющиеся терцово-квартовые последовательности.
Медитативность и повторность интонаций и других элементов музыкальной ткани сохраняется во второй части («Путь»), в которой также наблюдается отсутствие явно выраженной тональности. Задумчивостью пронизана эта вселенская, космическая, загадочная музыка.
В Большом зале Белгородской филармонии звучит мировая премьера сочинения «Алхимик» Артёма Нижника
Третья часть, «Душа мира», как и в романе — центральная. Музыка насыщается дышащими интонациями, философией понимая. Микромотив соль-си-фа диез у оркестра, врезающийся в сознание, словно становится генератором основной музыкальной идеи.
В заключительной части «Своя судьба» развёртывается картина потрясающей динамики, где слышится маршевость ударных и где возникает эдакая movie picture. Композитор средствами музыки пытается понять, что есть истина: «На этой планете существует одна великая истина: независимо от того, кем ты являешься и что делаешь, когда ты по-настоящему что-то желаешь, ты достигнешь этого, ведь такое желание зародилось в душе Вселенной. И это и есть твое предназначение на Земле»…
Елена Латыш-Бирюкова и Евгений Алешников
За мировой премьерой в концертной программе вечера последовало ещё одно остросовременное сочинение, написанное в недавние годы и впервые представленное публике в 2015 году (в жанре пластического мюзикла).
Речь идёт о сюите «Золотой ключик» композитора Елены Латыш-Бирюковой, председателя Белгородского регионального отделения Союза композиторов России, которое было тепло принято в своё время и в Белгороде, и в столице. 19 января эта сюита прозвучала в новой оркестровке Сергея Бодякова.
Легкая, праздничная музыка, прозрачная и светлая, стала ярким завершением грандиозного концерта в Большом зале филармонии.

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина (фото Константина Кошкина)
Дата публикации: 20.01.2017